Понедельник, 18.12.2017, 10:07
Мой сайт ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
Главная » 2014 » Март » 7 » Ватаным
01:33
 

Ватаным

МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ В 2011 ГОДУ



Доклад «Мировое экономическое положение и перспективы» подготавливается в начале каждого года Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (ООН ДЭСВ), Конференцией Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и пятью региональными комиссиями Организации Объединённых Наций.

В Москве доклад был представлен 18 января 2011 года.

Согласно докладу, высокий уровень безработицы, ужесточение бюджетно-налоговой политики и опасность валютных войн ставят под угрозу процесс оживления глобальной экономики.

Все большая вероятность возвращения нестабильности на финансовые рынки.

Темпы восстановления мировой экономики с середины 2010 года начали замедляться, и все показатели свидетельствуют о более низких темпах глобального экономического роста, отмечается в новом докладе Организации Объединённых Наций. ООН ожидает, что показатель роста мировой экономики составит 3,1 процента в 2011 году и 3,5 процента в 2012 году, что далеко не достаточно для восстановления рабочих мест, утраченных в результате кризиса.

В ходе представления ежегодного доклада Организации Объединенных Наций под названием «Мировое экономическое положение и перспективы в 2011 году» было подчёркнуто, что прогноз по-прежнему характеризуется неопределённостью и указывает на возможность серьёзного ухудшения положения дел. Дух сотрудничества между ведущими экономическими державами ослабевает, что подрывает эффективность мер реагирования на кризис. В частности, нескоординированная реакция в кредитно-денежной области стала источником нестабильности и неопределённости на финансовых рынках. Процесс восстановления может оказаться под угрозой, если некоторые факторы риска падения экономических показателей материализуются, в результате чего возникнет вероятность повторного спада в Европе, Соединённых Штатах и Японии. В Докладе 2011 года говорится, что в краткосрочной перспективе для оживления экономики необходимы будут дополнительные меры бюджетно-налогового стимулирования, которые должны быть лучше увязаны с мерами в области кредитно-денежной политики и переориентированы таким образом, чтобы в большей степени способствовать созданию рабочих мест и устойчивому преодолению дисбалансов в мировой экономике. Этого невозможно добиться без повышения эффективности координации политики на международном уровне.

Если говорить о развитых странах, то Соединённые Штаты находятся на этапе выхода из самого затяжного и самого глубокого кризиса со времени окончания Второй мировой войны. Однако темпы этого выхода самые низкие по сравнению с другими аналогичными периодами в истории этой страны. Согласно докладу, ожидается, что показатель роста, составлявший 2,6% в 2010 году, ещё более снизится, до 2,2%, в 2011 году, прежде чем он несколько вырастет, до 2,8%, в 2012 году. Такие темпы не приведут к значительному снижению показателей безработицы, и для восстановления рабочих мест, потерянных в период кризиса, понадобится ещё как минимум четыре года.

Перспективы роста в Европе и Японии ещё менее радужны, отмечается в докладе. Если предположить, что восстановление в Германии будет продолжаться, пусть и умеренными темпами, показатель роста ВВП в зоне евро, по прогнозам, будет практическим неизменным – 1,3% в 2011 году и 1,7% в 2012 году. В 2010 году этот показатель составлял 1,6%.

В некоторых странах Европы показатели роста будут ещё ниже, особенно там, где жёсткие меры в бюджетно-налоговой области и сохранение высоких показателей безработицы серьёзно подрывают внутренний спрос. Это особенно верно в отношении Греции, Ирландии, Испании и Португалии, где весьма велика сумма государственного долга. Экономика этих стран будет по-прежнему находиться в состоянии либо спада, либо стагнации. Положение дел в Японии, где, благодаря росту чистого объёма экспорта, вначале отмечались высокие темпы восстановления, начало ухудшаться в 2010 году. Ожидается, что в условиях сохраняющейся дефляции и роста государственного долга темпы роста экономики составят всего лишь 1,1% в 2011 году и 1,4% в 2012 году.

Что касается стран с переходной экономикой, то ВВП Содружества независимых государств (СНГ) и Грузии в 2010 году вырос в среднем почти на 4%, в то время как в 2009 году он серьёзно уменьшился – более чем на 7%. Ожидается, что в 2011 и 2012 годах темпы восстановления в Юго-Восточной Европе будут довольно медленными.

Развивающиеся страны по-прежнему являются движущей силой глобального восстановления, однако ожидается, что и здесь рост производства замедлится и составит в 2011-2012 годах 6%, по сравнению в 7% в 2010 году, из-за замедления в развитых странах и постепенного отказа от применения мер стимулирования. В развивающихся странах Азии, среди которых лидируют Китай и Индия, по-прежнему отмечаются самые высокие показатели роста, однако в 2011 и 2012 годах ожидается их определённое снижение – примерно до 7%.

Темпы экономического восстановления на Ближнем Востоке и в других странах Западной Азии, по прогнозам, также несколько уменьшатся с 5,5% в 2010 году до 4,7% в 2011 году и 4,4% в 2012 году. При таких темпах средний ежегодный показатель роста производства будет ниже, чем предкризисный.

Темпы экономического восстановления весьма высоки в большинстве стран Африки. Ожидается, что они будут составлять 5% в 2011 и 2012 годах, однако это значительно ниже имеющегося потенциала, и этот рост неравномерен по странам континента. В экономике стран Восточной Африки отмечается бурный рост, однако несколько беднейших стран страдают в результате засухи и проблем с безопасностью, что является причиной голода и препятствует восстановлению их экономики.


ПЯТЬ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ

«Для того, чтобы избежать повторного спада и продвигаться вперёд по пути к более сбалансированному и устойчивому восстановлению экономики в глобальном масштабе, необходимо будет решить как минимум пять крупных проблем в области политики», – заявляет Роб Вос, руководитель группы экономистов ООН, подготовившей доклад.

Первая задача заключается в принятии дополнительных мер налогово-бюджетного стимулирования, с использованием для этого широких финансовых возможностей, которые, как указывается в Докладе 2011 года, всё ещё имеются во многих странах. Такие налогово-бюджетные меры должны адекватно координироваться ведущими экономическими державами с целью добиться такого стимулирования глобального роста, которое позволит также обеспечить внешний спрос для стран, уже использовавших все имеющиеся у них возможности финансовой экспансии. В докладе ООН утверждается, что принимаемые развитыми странами в настоящее время жёсткие меры бюджетной экономии вполне могут породить виток бюджетно-финансовых корректировок, в результате чего политика финансовых ограничений подорвёт саму себя в глобальном масштабе.

Вторая задача состоит в пересмотре мер бюджетно-налогового стимулирования и других элементов экономической политики с тем, чтобы обеспечить более чёткую ориентацию на рост числа рабочих мест, уменьшение степени неравенства в распределении доходов и укрепление устойчивого производственного потенциала.

Третья задача состоит в нахождении большей взаимодополняемости между финансовым и денежно-кредитным стимулированием при одновременном противодействии вредным побочным последствиям в форме роста разногласий по валютным вопросам и нестабильности потоков краткосрочного капитала. Для этого потребуется достижение соглашения об объёмах, скорости и времени расширения денежной массы в рамках более широкой цели преодоления глобальных дисбалансов. Это также потребует глубоких реформ финансового регулирования, в том числе для управления трансграничными потоками капитала, а также глобальной резервной системы с тем, чтобы уменьшить зависимость от доллара США.

Четвёртая задача заключается в предоставлении достаточных ресурсов развивающимся странам, особенно тем, которые обладают ограниченными бюджетными ресурсами и испытывают необходимость в осуществлении крупных проектов развития. Эти ресурсы будут необходимы, в частности, для ускорения прогресса в достижении ЦРТ и для инвестиций в устойчивое развитие и стабильный рост.

Пятая задача заключается в изыскании способов обеспечить надежную и эффективную координацию политики между ведущими странами. В этой связи весьма актуально сделать работу G20 по устойчивой корректировке глобальных дисбалансов более конкретной и оперативной. В этом контексте установление конкретных ориентиров для балансов по текущим операциям могло бы оказаться разумным шагом вперёд. Целевые ориентиры следует, однако, рассматривать не как самоцель, а как план действий для выхода на устойчивую траекторию роста всего мира; такой план должен включать и предложенные меры для решения всех пяти вышеперечисленных проблем.


МЕДЛЕННЫЕ ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В СНГ

В докладе Организации Объединённых Наций отмечается, что динамика развития в регионе по-прежнему в весьма значительной степени зависит от экономических показателей Российской Федерации. Возобновление роста экономики в 2010 году способствовало экономическому оживлению в регионе, что привело к расширению масштабов экспорта и финансовых потоков и росту объёма денежных переводов, что чрезвычайно важно для стран с низким уровнем дохода в этом регионе. Показатель экономического роста региона в 2010 году составил 4,1%, и ожидается, что он будет увеличиваться примерно такими же темпами в 2011 и 2012 годах.

После резкого спада в 2009 году показатели производства в СНГ в 2010 году пошли вверх благодаря росту цен на сырьевые товары и общему улучшению внешних условий. Внутренний спрос в регионе растёт всё более высокими темпами. Потребительскому спросу в Российской Федерации способствовала экспансионистская бюджетно-финансовая политика, которая, в частности, предусматривала увеличение размера пенсий и заработной платы в государственном секторе. Объём экспорта рос по мере того, как оживлялась мировая торговля, в которой два года назад произошёл коллапс.

Возобновление роста производства сопровождалось улучшением показателей занятости и ростом заработной платы в масштабах всего региона. В Российской Федерации резкое сокращение задолженности по зарплате и создание рабочих мест способствовали ускорению роста. Темпы роста занятости в Казахстане были самыми быстрыми в регионе, и, что примечательно, создание рабочих мест продолжалось даже в 2009 году, когда начался экономический спад.

Тем не менее, в докладе отмечается, что в большинстве стран СНГ общие экономические показатели по-прежнему остаются ниже потенциально возможных.

Инфляционные процессы, порождённые засухой.

Как отмечается в докладе, до середины 2010 года показатели инфляции в странах СНГ и Грузии продолжали уменьшаться, несмотря на восстановление экономики, отсроченные кратковременные последствия снижения курса валют во второй половине 2009 года и отсутствие внятной кредитно-денежной политики. Однако показатели инфляции стали вновь расти во второй половине 2010 года в результате ряда потрясений в сфере предложения, в том числе, в особенности, из-за засухи в Российской Федерации и Украине, которая привела к резкому росту цен на продовольствие.

Власти большинства стран СНГ оказывали поддержку процессу экономического восстановления, снижая процентную ставку и принимая меры бюджетно-финансового стимулирования. Восстановление, в свою очередь, привело к росту государственных поступлений, особенно в странах СНГ, являющихся производителями энергоносителей, где увеличению поступлений в дополнительной степени способствовало возобновление роста цен на сырьевые товары. Тем не менее, бюджетный дефицит по-прежнему сохраняется в рамках всего региона. После длительного периода, в течение которого отмечался бюджетный профицит, в 2010 году в Российской Федерации второй год подряд будет иметь место бюджетный дефицит. Ожидаемое ужесточение фискальной политики в 2011 году может ослабить рост и ухудшить перспективы создания рабочих мест, если не улучшится ситуация с предоставлением заёмных средств частного сектора и не будет иметь место дальнейшее увеличение расходов на личное потребление и инвестиций.

В докладе отмечается, что по мере повышения внутреннего спроса росли объёмы импорта, особенно в Российской Федерации. Некоторые страны СНГ, не являющиеся производителями энергоносителей, такие как Армения, Грузия и Таджикистан, получили выгоды благодаря росту экспортных цен, однако, поскольку возрос и импортный спрос, их дефицит счёта текущих операций остаётся крупным. Однако в целом по СНГ имел место профицит счёта текущих операций, который в 2010 году возрос.

Банковские системы и финансовые риски в странах СНГ.

Финансовый сектор стал одним из тех каналов, через посредство которого финансовый кризис охватил экономику стран СНГ. В ряде государств банковская система оказалась под очень сильным давлением, что обусловило необходимость решительных мер политического характера. В то же время низкий уровень финансового развития и ограниченность интеграции на международных рынках капитала обеспечили другим субъектам определённую степень защищённости, особенно финансовым секторам стран региона с низким уровнем дохода.

Несмотря на улучшение внешних условий и продолжающийся процесс экономического восстановления, банковский сектор в СНГ остаётся в неустойчивом положении в силу проблем в области финансирования, с одной стороны, и увеличения числа неблагополучных кредитов, с другой. Страны, которые полагались главным образом на внутренние сбережения в качестве источника финансирования (такие как Узбекистан и Туркменистан), оказались относительно защищёнными в условиях финансового кризиса. Однако большинство стран, даже те, где имеет место профицит счёта текущих операций, полагались на внешние источники финансирования. Поскольку получать доступ к международным рынкам капитала становилось всё сложней и многие иностранные банки отказались предоставлять финансовые ресурсы, выделение кредитов странам СНГ внезапно прекратилось. Хотя за прошедшее с тех пор время положение с наличностью улучшилось, необходимость улучшения состояния балансов и слабый инвестиционный спрос обусловливают медленные темпы роста кредитования во всём регионе. Лишь в Российской Федерации отмечаются явные признаки улучшения положения дел.

Финансовая неустойчивость по-прежнему сохраняется из-за несовпадения валют и недостаточной мобилизации внутренних сбережений. Не пике кризиса многие страны СНГ были вынуждены девальвировать свою валюту, в результате чего внешняя задолженность возросла, а объём поступлений в национальной валюте сократился.

Хотя кредитные риски становятся всё менее серьёзными, валютные риски по-прежнему сохраняются.

Реакция некоторых стран региона, в том числе стран Средней Азии с низким уровнем дохода, заключалась в изменении регулирующих положений, например, в повышении требований в отношении резервных депозитов, с тем чтобы уменьшить степень опасности для «здоровья» банков. В Украине предоставление домашним хозяйствам кредитов в иностранной валюте было сразу запрещено.

Тем не менее, необходимо будет укрепить основы национальных финансовых рынков с тем, чтобы можно было более эффективно противостоять рискам, связанным с обменными курсами. Обеспечение наличия более надёжных внутренних финансовых инструментов также должно позволить привлекать более значительные объёмы финансовых ресурсов в финансовую систему.

Серьёзные проблемы сохраняются.

Экономическое восстановление в СНГ в значительной степени зависит от улучшения внешних условий, в том числе от роста цен на сырьевые товары. Динамика экономического развития в СНГ в целом по-прежнему в очень большой степени зависит от положения дел в российской экономике. Новое замедление развития глобальной экономики, вероятность которого по-прежнему сохраняется в силу всё ещё отмечаемых слабостей в экономике развитых стран, непосредственным образом скажется на перспективах роста в СНГ. Ключевые задачи, от решения которых зависит обеспечение устойчивого роста в странах СНГ, заключаются в диверсификации их экономики с тем, чтобы уменьшить степень её уязвимости перед лицом внешних факторов.


ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

В 2011 и 2012 годах ожидается слабый рост мировой экономики...

После года хрупкого и неравномерного восстановления глобальный экономический рост начал замедляться во многих странах в середине 2010 года. Замедление роста, как ожидается, продолжится в 2011 и 2012 годах, так как слабости в экономике основных развитых странах продолжают тормозить глобальное восстановление и создают риск для экономической стабильности в мире в ближайшие годы. Беспрецедентные по масштабу меры экономической политики, принятые правительствами во время ранней стадии кризиса, несомненно помогли стабилизировать финансовые рынки и подтолкнуть восстановление. В течение 2010 года, однако, эти меры сходили на нет и, наверное, будут менее масштабными в ближайшее время, особенно по мере того как расширение бюджетного дефицита и рост государственного долга подорвали поддержку для дальнейших фискальных стимулов. Многие правительства, особенно в развитых странах, уже смещаются в сторону жёсткой экономии бюджетных средств. Это отрицательно повлияет на рост мировой экономики в 2011 и 2012 годах.

... в то время как многочисленные риски для восстановления остаются.

Несмотря на заметный прогресс, достигнутый в сокращении проблемных активов банковского сектора, многочисленные риски остаются. Положение на рынках недвижимости может ещё более ухудшиться, рост кредитов остаётся слабым, а безработица удерживается на устойчиво высоком уровне. Большинство стран сохранили и даже усилили политику дешёвых денег (низкие процентные ставки и расширение денежной массы), стараясь помочь финансовому сектору вернуться к нормальному состоянию и стимулировать экономическую активность, по мере того как фискальные стимулы поэтапно отменяются. Однако это добавило новые риски, включая высокую волатильность основных валют и всплеск нестабильного притока капитала на формирующиеся рынки, которые уже стали источником экономической напряжённости и могут нанести вред восстановлению в ближайшем будущем. Такая напряжённость ослабила обязательства по координации политики на международном уровне, что, в свою очередь, осложнило устранение глобальных дисбалансов и других структурных проблем, которые, с одной стороны, привели к кризису, а с другой – были созданы самим этим кризисом.

Развитые страны замедлили восстановление мировой экономики.

Мировой валовой продукт (МВП), согласно прогнозам, увеличится на 3,1% в 2011 году и 3,5% в 2012 году. Восстановление может, однако, быть отброшено назад и замедлиться до менее 2% ежегодного роста, а отдельные развитые страны могут соскользнуть обратно в кризис, если материализуются некоторые неблагоприятные риски.

Рост развивающихся стран также замедлится.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой продолжают оставаться движущей силой восстановления мировой экономики, но их рост производства также, как ожидается, затормозится в 2011 и 2012 годах. Развивающиеся страны Азии продолжают демонстрировать самые высокие темпы роста. Высокие темпы роста в основных развивающихся странах, особенно в Китае, являются важным фактором восстановления мировой торговли и цен на сырьевые товары, что также способствует экономическому росту в странах Латинской Америки, Содружества Независимых Государств и некоторых частях Африки. Тем не менее, восстановление экономики остаётся ниже своего потенциала во всех трёх регионах. Экспортёры топлива Западной Азии после сокращения добычи нефти во время глобального экономического спада не достигли пока предкризисного уровня, так что темпы восстановления в этом регионе также ниже докризисных темпов роста производства.

Серьёзные проблемы остаются для долгосрочного развития многих стран с низким уровнем дохода. В частности, во многих наименее развитых странах (НРС) темпы восстановления также будут ниже возможных.


ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАНЯТОСТИ, ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ИНФЛЯЦИИ

В период с 2007 по конец 2009 года в результате глобального финансового кризиса во всем мире было потеряно, по меньшей мере, 30 миллионов рабочих мест. Несмотря на рост занятости в некоторых частях мира, особенно в развивающихся странах, мировой экономике все ещё необходимо создать по меньшей мере 22 млн новых рабочих мест, чтобы вернуться на докризисный уровень глобальной занятости. При текущей скорости восстановления это займёт не менее пяти лет.

Длительная безработица растёт... из-за того, что темпы восстановления производства были ниже потенциальных, в особенности в развитых странах, созданных новых рабочих мест оказалось недостаточно, чтобы вновь нанять тех рабочих, которые были уволены. Поскольку же всё больше правительств ужесточают финансовую политику, перспективы для быстрого восстановления занятости выглядят ещё мрачнее. Долгосрочные последствия нынешнего кризиса в сфере занятости уже становятся видимыми – доля структурной или долгосрочной безработицы значительно увеличилась в большинстве развитых стран с 2007 года.

Восстановление занятости шло быстрее в развивающихся странах.

Рабочие в развивающихся странах и странах с переходной экономикой также серьёзно пострадали от кризиса, хотя сокращение рабочих мест здесь произошло позже и было гораздо более кратковременным, чем в развитых странах. Влияние кризиса на общий уровень занятости было также смягчено переходом многих работников в неформальный сектор, хотя многие из них в результате оказались в более уязвимом положении и с более низкой оплатой труда. Рост числа рабочих мест в развивающихся странах начался со второй половины 2009 года, а к концу первого квартала 2010 года уровень безработицы в ряде развивающихся стран уже снизился до предкризисного уровня.

Кризис серьёзно затормозил прогресс в достижении ЦРТ.

Экономический спад серьёзно подорвал прогресс в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Достижение цели сокращения вдвое глобальной бедности к 2015 (от уровня 1990 года) находится в пределах досягаемости для мира в целом, хотя и не будет достигнуто ни в странах Африки южнее Сахары, ни, возможно, в некоторых частях Южной Азии. Однако кризис значительно затруднил достижение целей всеобщего начального образования, сокращения детской и материнской смертности и улучшения экологических и санитарно-гигиенических условий. Требования стимулировать экономический рост и расширить социальные расходы сталкивались со значительными макроэкономическими трудностями ещё до кризиса; эти требования стали ещё более актуальными в тех странах, где экономическая ситуация ухудшилась особенно значительно. К сожалению, настроения в пользу ужесточения бюджетной политики наблюдаются даже в развивающихся странах, проводящих политику защиты «приоритетных» расходов на социальные нужды. Такие тенденции являются тревожными, особенно там, где рост ВВП по-прежнему значительно ниже своего потенциала и налоговые поступления значительно снизились из-за кризиса. Достаточная поддержка через официальную помощь развитию (ОПР) будет иметь решающее значение для активизации усилий по достижению ЦРТ, в особенности для многих стран с низким уровнем дохода.

Инфляция не представляет реальной опасности, за исключением некоторых стран Южной Азии.

Темпы текущей инфляции остались на очень низком уровне, несмотря на массированный рост денежной массы. За исключением некоторых азиатских стран, где возрастающее инфляционное давление отражает как факторы спроса, так и факторы, лежащие на стороне предложения, инфляционные ожидания, вероятно, останутся слабыми в ближайшем будущем из-за застоя в росте кредитования наряду с сохраняющимся разрывом между фактическим и потенциальным выпуском и повышенной безработицей в большинстве развитых стран.


ТОРГОВЛЯ И ЦЕНЫ НА СЫРЬЕВЫЕ ТОВАРЫ

Восстановление мировой торговли замедлилось в 2010 году.

Мировая торговля продолжала восстанавливаться в 2010 году, но импульс сильного роста, наблюдавшийся в первой половине года, начал иссякать. Хотя объём экспорта многих стран с развивающейся экономикой уже восстановился до уровней, равных или превышающих докризисные пики, экспорт развитых стран ещё не полностью выздоровел. В перспективе мировая торговля, как ожидается, вырастет примерно на 6,5% как в 2011, так и в 2012 году (меньше, чем 10,5-процентный скачок в 2010 году).

Финансовые факторы усугубляют нестабильность цен на продовольственные и другие сырьевые товары.

Цены на большинство сырьевых товаров восстановились. Мировые цены на сырую нефть колебались вокруг $ 78 за баррель в 2010 году, по сравнению со средним уровнем $ 62 за 2009 год. Тем не менее, цены на нефть, как ожидается, несколько снизятся в 2011 году. Мировые цены на металлы следовали тем же тенденциям в 2010 году и, как ожидается, лишь незначительно возрастут в 2011 и 2012 годах.

Цены на продукты питания снизились в первой половине 2010 года, но восстановились во втором полугодии. Хотя расширение посевных площадей и благоприятная погода в ключевых районах производства способствовали значительному увеличению мирового производства продовольствия в течение 2009 года и в начале 2010 года, неблагоприятные погодные условия в середине 2010 года отрицательно сказались на урожаях основных продуктов питания. Вдобавок спекуляция расширила диапазон колебаний цен на продовольственные товары. Цены на продовольствие будут и впредь оставаться чувствительными к шокам предложения и к вспышкам спекулятивной активности на рынках производных инструментов (деривативов на сырьевые товары).

Замедление восстановления мировой экономики. a - Оценка. b - Прогноз ООН.


МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Чистые поступления из развивающихся в развитые страны увеличились в 2010 году, и эта тенденция продолжится.

Развивающиеся страны в целом продолжали передавать огромные объёмы финансовых ресурсов в развитые страны. В 2010 году чистые поступления составили примерно 557 миллиардов долларов, чуть больше уровня, зарегистрированного в предыдущем году. Как и в предыдущий, более чем десятилетний период, значительная часть чистого притока финансовых ресурсов принимает форму дополнительного накопления резервов развивающихся стран. В перспективе чистый приток ресурсов из развивающихся стран, как ожидается, умеренно возрастёт вместе с прогнозируемым расширением дисбалансов по текущим операциям. Сохранение такого же положения, как и до кризиса, при котором бедные страны передают значительные объёмы ресурсов гораздо более богатым странам, отражает также потребность, испытываемую развивающимися странами, накапливать валютные резервы для самозащиты от глобальных экономических потрясений. Глобальные потрясения на финансовых рынках, повышение волатильности обменных курсов основных резервных валют и рост краткосрочных потоков частного капитала усилили ощущение высокой макроэкономической неопределённости и понимание необходимости самострахования.

Чистый приток частного капитала в развивающиеся страны сильно вырос.

После падения в 2008 году и начале 2009 года чистый приток частного капитала в развивающиеся страны сильно возрос. Инвесторы ищут более высокие доходы, а экономический рост в странах с формирующейся рыночной экономикой и в других развивающихся странах был гораздо сильнее, чем в странах с развитой экономикой; кроме того, расширение денежной массы в развитых странах сохранило там процентные ставки на очень низком уровне.

При значительном избытке ликвидности и сохраняющейся неустойчивости на финансовых рынках развитых стран инвесторы переместили часть своих портфелей на развивающиеся рынки. Большая часть увеличения притока частного капитала в развивающиеся страны приняла форму краткосрочных и, возможно, неустойчивых инвестиций в акции, хотя прямые иностранные инвестиции (ПИИ), особенно в добывающие отрасли стран, экспортирующих сырьевые товары, также увеличились.

Кризис увеличил потребность в ОПР, но осложнил выполнение обязательств донорами.

Мировой финансовый кризис и экономический спад 2008-2009 годов оказал негативное воздействие на многие развивающиеся страны и стал тяжёлым испытанием для многих стран с низким уровнем дохода, так что выполнение обязательств по предоставлению официальной помощи в целях развития (ОПР) оказалось ещё более критическим. Хотя чистые финансовые трансферты в страны с низкими доходами остались положительными в течение 2010 года, хрупкое восстановление в развитых странах и возможная угроза нового спада создают значительную неопределённость в отношении будущего объёма ОПР. Кроме того, предоставление помощи отстаёт от обязательств сообщества доноров.

Положение с задолженностью во многих развивающихся странах улучшилось, но проблемы остаются.

Несмотря на снижение задолженности многих развивающихся стран до кризиса, некоторые страны, в том числе малые страны со средним уровнем доходов, по-прежнему остаются уязвимыми. В связи с кризисом задолженность других развивающихся стран перешла в разряд критической. Общий внешний долг (государственный и частный) развивающихся стран возрос до 24,8% ВВП в 2009 году, на 2,2 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом, в то время как снижение показателя «платежи по обслуживанию долга / экспортная выручка» приостановилось из-за негативного влияния кризиса на долларовый эквивалент ВВП и экспорта. В результате среднее отношение внешнего долга к экспорту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой увеличилось с 64,1% в 2008 году до 82,4% в 2009 году. Во многих странах относительные показатели задолженности увеличились ещё более значительно, так как меры по борьбе с кризисными последствиями потребовали быстрого роста государственного долга. Несмотря на списание долгов и предоставление отсрочек по погашению, 13 (из 40) бедных стран с высокой задолженностью (HIPCs) классифицируются как находящиеся в долговом кризисе или имеющие высокий риск долгового кризиса, а 7 стран с низкими доходами, но не входящие в число бедных стран с высокой задолженностью, выделены в группу стран с серьёзными долговыми проблемами.

Рост экономики развивающихся стран является локомотивом экономического восстановления. a - Оценка. b - Прогноз ООН.


НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ И РИСКИ

Ключевые неопределённости и риски для базового сценария на 2011 и 2012 годы делают отклонение в неблагоприятную сторону более возможным.

Жёсткая экономия бюджетных средств может создать риск дальнейшего замедления восстановления.

Несмотря на сохраняющийся хрупкий характер восстановления, ощущение неотложности и решимость согласованно двигать вперед финансовую и денежно-кредитную политику сменились в течение 2010 года беспокойством, особенно в развитых странах, что финансовое здоровье может оказаться под угрозой. Такая озабоченность соседствует с опасениями, что постепенный отказ от бюджетных стимулов и быстрый переход к жёсткой экономии бюджетных средств создаст риск дальнейшего замедления восстановления и не принесёт снижения уровня безработицы, в то время как относительный государственный долг будет продолжать увеличиваться из-за недостаточного роста производства. Поскольку бюджетные дефициты резко расширились, государственный долг развитых стран, даже при консервативных предположениях, будет продолжать расти и в ближайшие несколько лет превысит в среднем 100% ВВП. Правительства многих стран с развитой экономикой, таким образом, столкнутся с необходимостью масштабного и всё возрастающего финансирования. В то же время риск финансовой нестабильности увеличился из-за связи государственной задолженности со здоровьем банковского сектора в условиях кризиса: в то время как правительства гарантировали обязательств банков на огромные суммы, банки покупали большое количество государственных ценных бумаг. В результате повышенные риски для финансового здоровья каждой из сторон будут усиливать друг друга, и, возможно, сформируется порочный круг, который может усилить риск в экономике в целом.

Возросшая нестабильность обменных курсов создает риски...

Обменные курсы основных валют были очень нестабильны в течение 2010 года, и эскалация напряжённости быстро распространилась на другие валюты. Неспособность поддерживать стабильность обменных курсов между тремя основными международными резервными валютами отрицательно сказалась также и на валютах стран с формирующейся рыночной экономикой. Резкое увеличение притока капитала в развивающиеся экономики, подпитываемое расширенем денежной массы в развитых странах и переформированием портфеля международных инвесторов, а также ослаблением курса доллара, создало давление в сторону повышения обменных курсов в некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой.

...Так же как и несогласованные меры по устранению дисбалансов в мировой экономике.

Глобальные дисбалансы могут снова увеличиться, что, в свою очередь может увеличить нестабильность финансовых рынков. Перспективы смягчения глобальных дисбалансов будут зависеть от того, насколько успешно национальные экономики смогут провести структурную перестройку. Однако как именно будет проходить эта структурная перестройка, неясно, особенно принимая во внимание неопределённости в отношении замедления роста, сохранения высокой безработицы, проблем с суверенными долгами и дальнейшей нестабильности валютных курсов. Даже если глобальные дисбалансы не увеличатся в ближайшее время, базовые корректировки объёмов международных активов и обязательств будут продолжаться в рискованном направлении, особенно потому, что мировой финансовый кризис вызвал рост чистых иностранных обязательств Соединённых Штатов Америки.

Расширение денежной массы и дальнейшее снижение курса доллара может быть использовано США для снижения своих значительных международных обязательств через инфляцию и экспорт, но это, скорее всего, создаст опасность нарушения торговли и финансовых рынков. Кроме того, ослабление доллара чревато повышением цен на импортные товары в самих Соединённых Штатах, на крупнейшем потребительском рынке в мире, и тем самым подрывает покупательную способность. Это может привести к спаду в глобальной торговле, то есть к результату, противоположному потребительскому буму в США, который подпитывал глобальный экономический рост до финансового кризиса.


ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Пять основных проблем политики, требующих решения.

Потенциально разрушительное воздействие политики, проводимой на национальном уровне, на другие страны и мировую экономику в целом делает ещё более важным укрепление международной координации. К сожалению, в течение 2010 года дух сотрудничества среди политиков в основных странах ослабевал. В докладе «Мировое экономическое положение и перспективы в 2011 году» утверждается, что предотвращение повторного спада и движение в направлении более сбалансированного и устойчивого восстановления глобальной экономики потребует решения по крайней мере пяти связанных между собой основных проблем экономической политики.

Во-первых, продолжение скоординированного стимулирования экономики.

В краткосрочной перспективе для ускорения восстановления мировой экономики необходимы дополнительные финансовые стимулы, для которых во многих странах существует достаточно финансовых возможностей, предоставляемые «в пакете» с соответствующей денежно-кредитной политикой. Такие действия должны быть надлежащим образом скоординированы между ведущими странами с целью активизации глобального экономического роста, что в свою очередь создаст внешний спрос для стран, которые исчерпали свои финансовые возможности. В отсутствие новой порции бюджетных стимулов и более быстрого восстановления банковского кредитования частного сектора, рост, вероятно, останется анемичным во многих странах в обозримом будущем.

Во-вторых, перегруппировка финансовых стимулов.

Финансовая политика должна быть перестроена с целью укрепить её влияние на занятость и предоставление помощи в поощрении структурных изменений для более устойчивого экономического роста. Разумной политикой было бы стимулирование государственных инвестиций с целью устранения узких мест в инфраструктуре, которые сдерживают возможности роста. Одной из приоритетных областей было бы расширение государственных инвестиций в возобновляемые источники чистой энергии в рамках обязательств по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) и в инфраструктуру, обеспечивающую большую устойчивость к последствиям изменения климата. Ещё одной сферой могло бы быть расширение и улучшение общественного транспорта; это создало бы потенциально значительное количество новых рабочих мест и в то же время способствовало бы сокращению выбросов парниковых газов, особенно в быстро урбанизирующихся местностях. Политика социальной защиты – ещё один важный элемент в смягчении последствий экономических потрясений, повышении совокупного спроса и поддержании устойчивого экономического роста.

В-третьих, более эффективная денежно-кредитная политика и учёт международных эффектов национальной политики.

Третья задача состоит в нахождении большей взаимодополняемости между финансовым и денежно-кредитным стимулированием при одновременном противодействии вредным побочным последствиям в форме роста разногласий по валютным вопросам и нестабильности потоков краткосрочного капитала. Для этого потребуется достижение соглашения об объёмах, скорости и времени расширения денежной массы в рамках более широкой цели устранения глобальных дисбалансов. Это также потребует глубоких реформ финансового регулирования, в том числе для управления трансграничными потоками капитала, а также глобальной резервной системы с тем, чтобы уменьшить зависимость от доллара США.

В-четвёртых, более предсказуемый доступ к финансированию развития для достижения ЦРТ.

Четвёртая задача заключается в предоставлении достаточных ресурсов, развивающимся странам, особенно тем, которые обладают ограниченными бюджетными ресурсами и испытывают необходимость в осуществлении крупных проектов развития. Эти ресурсы будут необходимы, в частности, для ускорения прогресса в достижении ЦРТ и для инвестиций в устойчивое развитие и стабильный рост. Помимо выполнения существующих обязательств по оказанию помощи страны-доноры должны найти способ создать механизмы, разрывающие зависимость потоков помощи от их циклов деловой активности с тем, чтобы предотвратить невыполнение обязательств в период кризиса, когда потребность в помощи в целях развития является наиболее острой.

В-пятых, более конкретные и осуществимые цели для координации международной политики.

Пятая задача заключается в изыскании способов обеспечить надёжную и эффективную координацию политики между ведущими странами. В этой связи весьма актуально сделать работу G20 по устойчивой корректировке глобальных дисбалансов более конкретной и оперативной. В этом контексте установление конкретных ориентиров для балансов по текущим операциям могло бы оказаться разумным шагом вперёд. Установление чётких и поддающихся проверке ориентиров для желаемых результатов политики поможет сделать договаривающиеся стороны подотчётными, а возможная потеря репутации из-за несоблюдения соглашений могла бы быть стимулом их выполнять. Такие целевые ориентиры смогли бы также наглядно продемонстрировать необходимость для стран как с профицитами, так и с дефицитами текущих балансов внести свой вклад в поддержание глобального эффективного спроса.

Целевые ориентиры следует, однако, рассматривать не как самоцель, а как план действий для выхода на устойчивую траекторию роста всего мира; такой план должен включать и предложенные меры для решения всех пяти вышеперечисленных проблем. Эти ориентиры должны также рассматриваться как промежуточный шаг на пути к более фундаментальным реформам глобальной резервной системы и финансового регулирования, которые необходимы для предотвращения в будущем глобальной финансовой нестабильности и кризисов.



Просмотров: 50 | Добавил: sewity | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz