Понедельник, 20.08.2018, 17:14
Мой сайт ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
Главная » 2013 » Февраль » 22 » Как обустроить баренцево море
03:07
 

Как обустроить баренцево море

Как обустроить Баренцево море


Между норвежским концерном Statoil и государственной компанией-оператором норвежской газотранспортной системы (ГТС) Gassco развернулась дискуссия о способе доставки газа с баренцевоморских месторождений. Statoil настаивает на строительстве второй очереди завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Хаммерфесте, считая, что для этого достаточно ресурсов месторождения Снёвит. Такое решение позволит диверсифицировать сбыт и гибко реагировать на изменения конъюнктуры мировых рынков. Сторонники альтернативного решения полагают, что сохранить существующий уровень экспорта газа можно только за счет постройки новых веток газопроводов, которые свяжут баренцевоморские месторождения с существующей ГТС. Победят в споре те, чей проект окажется более рентабельным.

Несговорчивые партнеры

В настоящее время единственный способ доставки газа из норвежской части Баренцева моря – сжижение топлива на заводе в Хаммерфесте и последующая транспортировка на судах. Предприятие начало поставки СПГ в 2007 году, его производительность составляет около 6 млрд кубометров в год. Ресурсной базой для производства СПГ является баренцевоморское месторождение Снёвит.

Около трех лет назад Statoil, который владеет самым большим пакетом акций месторождения (36%), сообщил о планах создания второй очереди завода. Предполагалось, что строительство начнется в 2013 году, а запустят новые мощности пятью годами позже. Суммарная производительность предприятия должна удвоиться и достигнуть 12 млрд кубометров в год. Постройку второй очереди завода в Хаммерфесте руководство концерна объясняет необходимостью наращивания экспорта из-за непредсказуемости ситуации на мировых рынках. Действительно, 95% норвежского газа поставляется в Западную Европу по трубопроводам, поэтому СПГ – способ диверсификации рынков, что особенно важно в условиях изменения конъюнктуры.

Экспорт норвежского газа в значительной мере зависит от объема неразведанных ресурсов в арктических морях

«Мой опыт свидетельствует о том, что чрезвычайно трудно планировать на будущее. Посмотрите на наш завод по производству СПГ. Его построили в расчете на американский рынок. Но ситуация складывается так, что прошлый год может стать последним для отгрузок в этом направлении. Много газа идет в Европу, но все больше отгружается в Азию вследствие высоких тамошних цен», – поясняет вице-президент Statoil Эйвинн Нильсен. По его словам, глобальный газовый рынок находится под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, закрытие АЭС в Германии и Японии, а также требование сократить эмиссию углекислого газа способствуют росту спроса на природный газ. С другой – возможный новый экономический кризис в промышленно развитых странах и экспорт сланцевого газа из США могут этот спрос уменьшить.

Тем не менее партнеры Statoil по месторождению Снёвит – норвежская госкомпания Petoro, французский концерн Total и немецкая компания RWE Dea – не удовлетворены текущей проработкой проекта, стоимость которого достигает 10 млрд долларов. «Думаю, на разработку окончательного инвестиционного решения потребуется год-два. В нынешней ситуации лучшим решением было бы подождать со строительством. Если в дальнейшем найдутся новые месторождения, будет разработана привлекательная финансовая модель и гарантирована солидная политическая поддержка, мы должны рассмотреть создание газопровода как серьезную альтернативу (строительству второй очереди завода по производству СПГ. – „Эксперт С-З“)», – отметил в интервью изданию Dagens Naeringsliv исполнительный директор представительства RWE Dea в Норвегии Ганс-Йоахим Полк.

Универсальность проблем

Представитель Petoro по связям с общественностью Свейнун Слеттен также не уверен в необходимости наращивания мощностей в Хаммерфесте. «Мы склоняемся к тому, что следует договориться о более углубленных оценках, – поделился он. – Мы, конечно, надеемся, что увеличение добычи газа на Снёвит окажется рентабельным. Однако пока получение экономического эффекта от роста мощностей по производству СПГ представляется сложной задачей».

Проект постройки газопроводов будет рентабельным даже при низких ценах на газ, считают в Gassco

Проблемы, с которыми столкнулся Statoil в споре с оппонентами, отчасти напоминают ситуацию вокруг другого баренцевоморского проекта – Штокмановского. Однако в Штокмане в роли скептика выступал уже сам норвежский концерн. Долгое время норвежцы убеждали главного акционера компанию «Газпром», что рентабельность добычи должна быть обеспечена за счет значительного снижения издержек и оптимизации налогообложения. В конце концов Statoil покинул проект, зафиксировав многомиллионные убытки. Аргументы норвежцев, видимо, показались «Газпрому» убедительными, поскольку на прошлой неделе российский монополист принял решение отложить добычу газа на Штокмане до лучших времен.

Теперешнее руководство Statoil не раскрывает все карты, поскольку желает в том или ином виде продолжать сотрудничество с «Газпромом». Кроме того, концерн подписал долгосрочный договор с другой российской госкомпанией – «Роснефтью». А вот бывший руководитель Statoil в России Бенгт Ли Хансен, который долгое время возглавлял работу норвежцев над Штокмановским проектом, оказался более словоохотливым. В интервью изданию Teknisk Ukeblad он заявил, что не удивлен выходом Statoil из компании-оператора Shtokman Development AG (SDAG). «Концепция развития, над которой работала SDAG, при сегодняшних рамочных ограничениях нерентабельна, – считает он. – Есть объективные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в Арктике: лед, холод, темнота, большие расстояния до транспортных магистралей и нехватка инфраструктуры. Все эти факторы приводят к очень значительным расходам. А еще при добыче газа в арктических морях необходимо поставить вопрос о налоговой системе России».

«Штокман в значительной степени заставляет помнить о том, что движущие силы проекта – не резервы месторождения и технические решения, а строительные расходы и налоги», – подчеркнул бывший руководитель российского подразделения Statoil. Тем не менее он верит, что добыча газа на Штокмане однажды начнется: «Решение найдется. Столь большие ресурсы не могут оставаться невостребованными. Нужно искать решения, которые в большей мере основаны на развитии подводных технологий добычи и многофазной транспортировки (транспорт газа и конденсата на берег без разделения на фракции на добычном судне. – „Эксперт С-З“). Это должно снизить уровень расходов». Оценки Ли Хансена, как оказалось, вполне применимы и к собственным проектам Statoil.

Трубный дефицит

Главным оппонентом концерна в развитии Снёвит выступает, однако, не один из партнеров по месторождению, а Gassco. Вместо того чтобы сжижать добытый в Баренцевом море газ, эта госкомпания-оператор ГТС предлагает построить нитки газопроводов протяженностью свыше 1 тыс. км. Новые газопроводы должны стыковаться с существующей ГТС и обеспечить прокачку топлива из уже открытых и еще не разведанных месторождений Баренцева и Норвежского морей.

Новые северные газопроводы должны соединиться с существующей ГТСПри этом Gassco ссылается на оценки Директората нефти (управления Министерства нефти и энергетики), согласно которым добыча газа может увеличиться с нынешних 100 млрд кубометров до 125-140 млрд к 2020 году, но лишь в случае разработки новых месторождений. Оценка неразведанных ресурсов варьируется в достаточно широком диапазоне, но не менее 80% перспективных ареалов находится в северо-восточной части Норвежского моря, а также в Баренцевом море. Поскольку ресурсы Северного моря в значительной мере исчерпаны, для сохранения уровня добычи, а значит, и экспортных доходов необходимо тянуть новые газопроводы, уверены в Gassco.

Компания подготовила отчет, в котором утверждается: «Если рассматривать развитие Баренцева моря как новой нефтяной и газовой провинции, то строительство газопроводов в долговременной перспективе является продуманным решением. Они станут дополнительным стимулом для активизации поиска новых месторождений». Gassco рассмотрела несколько прогнозов неразведанных запасов Норвежского и Баренцева морей. Оптимистический предполагает наличие дополнительной ресурсной базы в объеме 2,1 трлн кубометров, пессимистический – 900 млрд кубометров.

В прошлом году в Баренцевом море открыты два месторождения – Скругард и Хавис, общая ресурсная база которых составляет 300-500 млрд кубометров. Кроме того, возлагаются надежды на ареал Баренцева моря, который отошел Норвегии после подписания договора с Россией о разграничении морских пространств. Оператор ГТС рассчитывает, что при цене 310 долларов за 1 тыс. кубометров газа (1,84 кроны за кубометр) проект постройки новых газопроводов окажется прибыльным. Затраты на развитие инфраструктуры, включая строительство газопроводов, компрессорных станций и наземного оборудования, составят около 10 млрд долларов. Однако при сопоставимых с созданием второй очереди завода в Хаммерфесте объемах инвестиций доставка трубопроводного газа сопровождается меньшими эксплуатационными и транспортными издержками. В Gassco полагают, что эксплуатация новых северных газопроводов может начаться уже в 2020 году.

Норвежская нефтяная компания North Energy провела собственную оценку альтернатив и также установила, что вторая очередь предприятия в Хаммерфесте и новые газопроводы требуют примерно одинаковых затрат. Но газопроводная система при этом обеспечит вдвое большую пропускную способность, а кроме того, будет способствовать привлечению к разведке и добыче баренцевоморского газа новых игроков. Тем не менее в Директорате нефти к выводам Gassco отнеслись осторожно. По мнению его руководителя Бенте Нюланн, принимать решение преждевременно. «Мы только изучаем концепцию Gassco и не считаем, что в отчете содержатся все ответы на вопросы. Газ, который найдут на новых месторождениях, должен транспортироваться тем или иным способом. Необходимо рассмотреть, какие решения окажутся самыми желательными», – комментирует она.

Глава Statoil Хельге Лунд понимает, что его команде теперь придется вникать во все детали альтернативного проекта. «Мы должны оценить возможное развитие Снёвит, и выбор заключается между трубопроводной доставкой и наращиванием производства СПГ, – признает он. – Проблема в том, чтобы максимизировать будущую прибыль и гибкость поставок при возможных колебаниях цен и спроса. Хочу предупредить, что нам предстоит поиск не простого, а очень сложного решения». Вполне вероятно, что правильный выбор «очень сложного решения» поможет и «Газпрому», когда он решит возобновить добычу газа на Штокмане.

Фото: STATOIL.COM

Санкт-Петербург


Павел Прохоров





Просмотров: 92 | Добавил: sewity | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Бесплатный конструктор сайтов - uCoz